?

Log in

No account? Create an account
Пусть годы проходят, живёт на земле любовь. И там, где расстались, мы встретились нынче вновь...
Добро пожаловать!
Коронационные портреты Николая Павловича и Александры Федоровны кисти Дж.Доу 
2nd-May-2010 11:31 pm
За этими портретами я "гонялся" давно - помогла знакомая из музеев Кремля.
Многим известно, что несколько лет Джордж Доу (Дау) плодотворно работал в России. Огромное количество его работ украшает множество музеев бывшей империи. И если обилие работ Доу в галерее 1812 г. в Эрмитаже меня в свое время не очень впечатлило, то портрет в Донецком худ. музее (портрет Мордвинова) просто поразил - насколько превосходный портретист был Доу. 
Коронационный альбом Николая Первого, вышедший на французском довольно примитивен - гравюры очень посредственные - явный откат к российской гравюре времен Анны Иоанновны. В альбомах коронации Николая Второго есть также Николай Павлович, возлагающий на себя корону. Но полноценные портреты императора с регалиями - редкость, если не БОЛЬШАЯ редкость.
Ниже предлагаю выдержки из статьи в "Нашем наследии" за 2000 г. (№55) с небольшими комментариями.

 
Оба портрета кисти Доу находятся в Великобритании, о колье-франж я немного написал в тезисах к Эрмитажной конференции http://maxfraikiev.livejournal.com/38442.html#cutid1.
Очевидно, это первое изображение подобного типа украшений.

Джордж Доу исполнил портреты по заказу Уильяма Спенсера Кавендиша 6-го герцога Девонширского (1790-1858), который был представителем короля Георга Четвертого на коронации в москве 1826 г. Ранее гергоц и великий князь встречались в Великобритании. Герцог был буквально очарован будущим монархом (дело было в 1816 г. в Лондоне, в доме русского посла Х.А. Ливена. Англичане еще были под впечатлением посещения Лондона российским императором Александром Первым). И не только он - барон Стокмар, бывших на приеме у графини Ливен так отозвался о великом князе: "Он исключительно красивый, привлекательный молодой человек... без того, чтобы быть худым, стройный, как сосна... с совершенно правильными чертами лица, прекрасным открытым лбом, красиво изогнутыми бровями, прямым носом, изящным ртом, хорошо очерченным подбородком... Он живой, без всякой застенчивости или скованности, и при этом с прекрасными манерами... Он довольно разговорчив, говорит по-французски с очень хорошим акцентом. Он сопровождает свою речь приятной жестикуляцией. Если и не всё, что он говорит, чрезвычайно умно, то по крайней мере мило, и он проявляет несомненный талант к флирту... Он демонстрирует уверенность во вем, что он делает, без малейшей претензии..." 
Молодой герцог Девонширский пригласил великого князя в свой дом в Четсворте. Где почти ровесники проводили время в доверительных беседах у камина, игре на фортепиано и пении старинных баллад. Великий князь посадил в саду герцога испанский каштан. Николай и герцог встречались позже в Лондоне, катались врехом в Гайд-парке, посетили петушинные бои (наскучившие будущему монарху). Герцог писал, что Николай заменил ему сводного брата Клиффорда, находившегося на флотской службе.
В марте 1817 г. николай покинул Лондон и позвал нового друга в Берлин на помолвку с принцессой Шарлоттой, а после и на свадьбу в Петербург. Однако в русской столице Николай "перепоручил" герцога брату Михаилу, сославшись на занятость в связи со свадьбой. Письмо-извинение он подписал "Николай Шотландец". Его принимали и император Александр и вдовствующая императрица Мария. Герцог хотел приехать через 3 года, но прибыл уже послом на коронацию Николая, в Петербурге ему предоставили дом А.Демидова на Невском проспекте (наискосок от Аничкова дворца). Из-за похорон императрицы Елизаветы Алексеевны коронацию перенесли на 2 месяца. Николай смог встретиться с герцогом только 2 июня (герцог прибыл 22 мая). Встреча была очень теплой - скорее старых друзей, чем посла и нового императора. После этого были еще две встречи - в семейном кругу императора. И конечно же - присутствие на коронации в Успенском соборе Кремля.
Как посол короля герцог давал 10 сентября бал в честь императорской четы и по мнению современников он превзошел многие из проводившихся в те дни. Действо проходило в самом большом частном доме Москвы тех лет - доме Баташова (известен как Шепелевский дворец, постройки 1798-1802 гг., арх-ры Р.Казаков и М.Кисельникова) на Вшивой горке. Императорская чета прибыла в 9 вечера (прием начался в 19:30). Одним из важных моментов праздника была демонстрация только написанного Доу коронационного портрета Николая. Прообразом для портрета скорее всего послужила рання работа Доу - портрет великого князя Николая Павловича 1821 г. (сейчас Гос. Эрмитаж).
 
Фрагменты портрета Николая Павловича, справа регалии  и виднеющиеся из окна (весьма странного тоже) Теремной дворец, Успенский собор, остроеннная после взрыва звонница  Ивана Великого и сам столп, очевидно, Благовещенский собор и Грановитая палата (но весьма вольно расположенные) - но тут вполне понятен символизм изображений
Замечательному профессионалу было не трудно "переодеть" Николая и добавить соответсвующие атрибуты (которые, на мой взгляд, не очень (мягко говоря) получились - А.К.). Герцог заплатил за портрет 800 фунтов стерлингов (на тот момент 15 000 рублей). С художественной точки зрения к Доу есть ряд претензии - некоторая "наложенность" головы Николая на корпус, неточность в изображении регалий (особенно "пострадала" корона). Возможно, сказалась быстрота исполнения заказа и отсутствие натурных сеансов.

 
Портрет герцога кисти Т.Лоуренса, 1811 (через 10 лет на коронации Георга Четвертого он будет нести королевскую державу)
Справа - герцог времен коронации Николая Первого - вторая половина 1820-х гг. Тоже кисти Лоурэнса из Королевского собрания Великобритании

Портрет императрицы выполнен уже позднее, может быть Доу просто не успел его написать к приему. Александра также не позировала художнику - он снова-тки использовал раннюю работу - портрет великой княгини Александры Федоровны с детьми (сейчас Гос. Русский музей) - тот же ракурс, прическа, только на коронационном портрете уже императрица стоит в полный рост с малой короной (первое детальное и точное изображение регалии в парадном русском (не по автору, а по изображаемому лицу) портрете 19 века - А.К.).


Коронационных портретов Николая и Александры, повторюсь, практически нет - Вильгельм Голике (ученик и помощник Доу) повторил портрет Александры (сейчас в ГИМе), было сделано несколько гравюр и небольших портретов. Александра с короной есть у Неффа (и ряде его подражателей, в частности, в ГИМе). Но с Николаем все таинственно. Возможно, печальные события, сопровождавшие его восшествие на трон, как и у старшего брата, не располагали к созданию коронационных портретов.
В 1844 г. ожидался приезд Николая в Великобританию, но до имения друга монарх так и не добрался и не увидел фонтан "Императорский" созданный Пакстоном.
Спустя много лет, во время крымской войны император попросил герцога Девонширского помочь русским пленным, которые по мнению монарха содержались значительно хуже англичан в русском плену. " Мой дорогой Герцог, Вы единственный друг, оставшийся у меня в Англии... Остаюсь до конца жизни Вашим искренним и истинным другом, Николай. Петергоф, 23 августа 1854". 
Comments 
2nd-May-2010 09:22 pm (UTC)
если я правильно понимаю - монарх стоит в районе Боровицкой башни, может быть чуть дальше:)как раз к речке ближе.
Тут бы помощь пана Дедушкина пригодилась:)
2nd-May-2010 09:26 pm (UTC)
А ты Алексея спроси, что он думает по этому поводу.
This page was loaded Sep 17th 2019, 11:13 am GMT.