maxfraikiev (maxfraikiev) wrote,
maxfraikiev
maxfraikiev

Categories:

Про ГраНАТОВИДНую палату и про то, как я лежал на ковровых дорожках кремлевских дворцов.

Собственно, вторая история-хохма из поезда Нижний Новогород-Москва как раз о названии Грановитой палаты. Девушки, направляющиеся в Питер, получили мои советы куда сходить в невской столице и после моего рассказа о походе по дворцам Кремля, одна из них восторженно заявила: «Дааа, жить в ГраНАТОВИДНой палатеее…» Удержать смех я не смог, за что извинился, барышня от души со мной посмеялась, поняв, что ляпнула.


Фрагмент Владимирского зала. С освещением явная экономия. Только фонари в нишах и фонарь-башенка под куполом. Этот зал - связующее звено между дворцами XV-XIX вв.



Фрагмент купола Владимирского зала с вписанными в орнамент крестами и звездами ордена Св. Владимира

Итак, сама история. В прошлом году я спросил одну замечательную служительницу музеев Кремля, которая мне всегда фантастически помогает, можно ли увидеть кремлевские дворцы. Экскурсии туда проходят по записи через коменданта. Так как Московский Кремль – это в первую очередь резиденция президента РФ и куча его служб, ФСБ, а потом уже музеи Кремля – здание Оружейной палаты, 4 собора, церковь, колокольня, патриаршие палаты. Всё! Огромная территория, где могли бы разместиться фонды музеев, заняты другими… Ну – это печальная история и другая тема…
И вот, в апреле моя нескромная мечта осуществилась. Да еще как! В назначенный день и час возле Кутафьей башни Кремля ко мне подлетела мой добрый кремлевский ангел Марина и «повела меня в музей». У входа (между Благовещенским собором и Красным крыльцом – пространство под крыльцом отдано Московской патриархии) уже собрались две группы – иноSтранцы и наши товариСчи. У дежурного офицера вызвало недоумение отсутствие еще одной персоны – страж не понял фразу Марины: «Я. Нас двое…Не трое – двое – я и он». Выяснив, что это не «трое», нас впустили через «антитеррористическую» рамку. Марина выяснила, что я могу тихонечко всё-всё фотографировать, и мы стали подниматься по главной лестнице Большого императорского кремлевского дворца! Николай Первый старался экономить и заграничных материалов в отделке фойе и лестницы практически нет. У подножия стояла гигинтская ваза, принесенная из собственной половины их величеств – увы, половина была на реконструкции. На втором этаже висели несколько огромных полотен, повествующих о временах Донского и Невского. При чем, полотно с А.Невским (если не путаю с Д.Донским), несмотря на академичность, очень забавно – конь и князь живут самостоятельно. Развороты тел так неестественны, что, будь все так же на самом деле, не видать славянам победу, как коню с картины своего всадника. Раньше на этом месте был Ленин, а еще раньше – Александр Третий общавшийся с народом (полотно сохранилось то ли в Третьяковке, то ли еще где-то). У входа в зал - роскошнейшие хрустальные огроменные люстры. И залы, залы…
Два воссозданных очень роскошны. Когда думаешь, что большевики всё это разрушили ради зала Перзидиума Верховного Совета – серого и нелепого – перестаешь удивляться, что уничтожалось и продавалось всё, что было хоть как-то красиво, талантливо… Обилие позолоты может кому-то нравится или нет, но то, что это делалось лучшими мастерами своего времени – однозначно. Не все породы дерева были найдены реставраторами, кое-что было подкрашено акварелью и покрыто лаком.


Восстановленный Андреевский тронный зал.


Трон, три кресла (они тоже называются тронами - в данном случае повтор 1896 г., когда в России было две императрицы - вдовствующая Мария, Александра и сам Николай Второй) и сень. Увы, все сделано из чебурашки (с другой стороны - жалко было бы тысячи горностаев, которых пришлось бы убить для этой порфиры. Пример - на императорскую мантию шло 900 шкурок маленьких зверьков). Троны не оригинальные. Два оригинала в Питере, если не ошибаюсь , видел на выставке в Манеже в 2006 г.


Возле этого столба  размещался стол с регалиями -  большой и малой коронами, скипетром, державой, порфирами, печатью и орденскими цепями.


1896 г. Императорские регалии в Андреевском зале и дворцовый гренадер. Фотограф К. Е. фон Ган


1896 г. Андреевский Тронный зал в дни коронации Николая  Второго


1896 г. Тронное место и сень в Андреевском зале. (Трон 1896 г. работы фабриканта П.А.Шмита выполнен по рисункам хранителя Оружейной палаты графа А.Е.Комаровского). Фото Александрова И.Н.
Все три фото из С-Петербургского архива кино-фотодокументов.

Мне удалось полежать почти на всех ковровых дорожках – со вспышкой я снимать не стал, а без штатива ничего бы не вышло. Вот и пришлось класть фотоаппарат, ложиться рядом, чтобы видеть, что снимаю. Охрана, думаю, была немного удивлена – идут два человека, тут один ложится на ковер и что-то там делает. И так почти во всех залах. Фотографии всех залов все равно не вышли. Так что в основном выкладываю Теремной дворец. Да, чуть не забыл – мы оторвались от всех групп и гордо шествовали по залами дворца сами! Информацию я получил от Марины более ценную и интересную, чем официально утверженная. Совершенно ужаснула гостевая пристройка, сооруженная на месте древнего собора Спаса на Бору после 1933 г. Зал для официальных церемоний – пример фантастической безвкусицы или вкусовщины… стены выкрашены под красный камень, люстрочки а-ля русская ковка, все это с низким потолком и жуткой мазней Глазуновых – отца и сына. Подбор персонажей тот еще – горе-маляры перепутали владимира Мономаха и Владимира Красно Солнышко (если уж говорить о поэтических именах), к киевским князьям присоседились и соседи… И всех, конечно же, объединяет кровное родство – от Рюрика до Николая Первого (не помню, были ли там последние Романовы – Николая Второго точно не было) – огромные, жуткие глазуновские глазищи. Куда там героям японсикх анимэ…


Вид на Теремной дворец царя Алексея Михайловича

До николаевских перестроек Кремля в Теремной дворец можно было попасть через боярскую площадку, сейчас это единое здание, связанное переходами. Пройдя мимо двух львов 19 века, поднимаешься по старинной каминной лестнице и оказываешься в сказке. Увы, от сказки остались в основном только стены и некоторые предметы мебели. Росписи сделаны, если не ошибаюсь в 19 веке. Только в одной комнате на стене остались оригинальные росписи.


Переход из 19 века в 17-й охраняют львы (на фото один из них) с вензелями Николая Первого.


Старинные каменные ступени, по которым поднимались Романовы и высшие сановники прошлого.


Поднимаясь к царю, рот надо было держать на замке - львы - уже оригинальные 17 в. как раз об этом напоминают.


Вот такие соседи - совковый выключатель и орел 17 века



Еще ступени - перед  входом в комнаты


"Царь, очень приятно, царь!" - нам никто не сказал, но даже в росписях 19 в. атмосфера очень волшебная. Тем более, когда ты не с группой. В следующей комнате иконы подлинные из домашних молелен царей и цариц.


Тронная  комната - Красная палата. Марина по моей просьбе убрала табличку с кресла - что там написано было - не помню уже. Оббивка кресла новая, что под ней - точно не известно. Так что
врядли это оригинальный трон Алексея Михайловича.  


Рябушкин А.П.  Красная палата. 1899 г. Нижнетагильский художественный музей
репродукция с Википедии


Над окном возле кресла гербы Киева (слева) и  Астрахани


Фрагмент исторической росписи дворца в проходной комнате.


Скорее всего А. Рябушкин при работе над "Сидением царя Михаила Федоровича с боярами" учитывал наличие исторического орнамента на стене дворца и росписи 19 в.


Комната со шкафами, где хранятся старинные царские иконы


Богатейшие барочные шкафы




Разноцветные виды из окна "молельной" комнаты на церковь Рождества Богородицы на Сенях


Храмы при Теремном дворце были закрыты, но знаменитую решетку, давшую название одному из храмов - Спас за Золотой решеткой. Правая на этом снимке считается оригинальной - 17 века
 
Грановитая палата тоже украшена в 19 веке. В основе – сохранившиеся прорисовки прошлых веков. Все росписи сделаны не на стене, а на специальных щитах. Стол палаты не окружен стеллажами с золотыми кубками и блюдами, как при коронациях. И портит немного картинку деревянный помост для каких-то правительственных мероприятий. Хорошо, что поставили не на место трона.


Светлые сени (на фото они как раз вышли очень темными). Отсюда российские императоры и императрицы спускались по лестнице Красного крыльца и шли в Успенский собор. После обряда коронования они поднимались  обратно и совершали знаменитый поклон народу, собравшемуся на Соборной площади Кремля.
 
Оригинальный старинный портал, ведущий в Светлые сени


Вид с того место палаты, где стоял трон. Украшения столба воссозданы в 1968 г. За люстрой видно окно, через которое женщины до 18 в. могли наблюдать церемонии, проходившие в палате. Хотя сейчас там совсем другое помещение, точно я не скажу, что находится.




Портрет царевича Иоанна Иоанновича (палехская роспись 1880-х годов)
Tags: crown, moscow kremlin, regalias, the faceted chamber, the grand kremlin palace, the terem churches, the terem palace, Большой кремлевский дворец, Грановитая палата, Красное крыльцо, Московский кремль, Теремной дворец, гренадер, корона, регалии, собор Спаса за Золотой решеткой, трон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments