?

Log in

No account? Create an account
Пусть годы проходят, живёт на земле любовь. И там, где расстались, мы встретились нынче вновь...
Добро пожаловать!
Коронационные сборники Российской империи. 11 коронаций и 7 сборников. Часть 2 
25th-Mar-2009 11:41 pm

Начало материала на http://maxfraikiev.livejournal.com/33807.html#cutid1
Николай Первый также по непонятной причине «прогулял» качественное описание своей коронации. И это при том, что в его царствование был издан такой потрясающий труд как «Древности Российского государства». А сам монарх правил целых 30 лет!

В Лондоне, в библиотеке Виктории и Альберта я дрожащими от восторга руками перелистывал большущий альбом (72Х56 см) описания церемонии, но на французском языке и с довольно скверными гравюрами.



Vues des ceremonies les plus interessantes du Couronnement de Leurs Majestes Imperiales L’Empereur Nicolas I et L’Imperatrice Alexandra, a Moscou. – Paris, imprimerie de Firmin Didot, 1828.
В русском варианте это будет звучать как «Виды наиболее интересных церемоний коронования их Императорских Величеств Императора Николая I и Императрицы Александры в Москве». В 1828 году в Париже в известной литографической мастерской Дидо был выпущен альбом с видами наиболее занимательных церемоний коронации российского монарха. Альбом был составлен Генри Графом, оформлен парижскими художниками М.М.Л. Куртэном и В. Адамом. Не знаю, присутствовали ли сами художники в Москве, но такое скверное изображение государственных регалий, которое поместили французские «маляры» надо еще поискать.




Как известно Николай короновался дважды – второй раз в 1829 г. в Варшаве, как король (царь) Польский. Издание могло бы быть очень интересным – православный государь коронуется в католических землях. Но быстро и трагично развивавшиеся события в Польше – восстание против российского владычества, его жестокое подавление Николаем, перечеркнуло любые планы – жаль, если среди них было издание описания коронации в Варшаве.

Шедевром среди не только коронационных сборников, но и вообще уником российской печати стало «Описание священного коронования императорских величеств государя императора Александра Николаевича и государыни императрицы Марии Александровны всея России», Спб.-Paris (Lemercier), 1856.

 

С 52 рисунками в тексте и вне текста, при этом 19 full-page хромолитографий и 33 рисунка в тексте, исполненными на дереве и стали, и представляющими отдельные моменты происходящих коронационных торжеств и пейзажи, на фоне которых это происходило, а также великолепными гравированными композициями, открывающими текст каждой части. Одна из литографий представляет панорамный круговой вид Москвы, снятый с колокольни Ивана Великого (общая длина 170 см). Оригинальные рисунки для этого издания были сделаны под наблюдением и общим руководством вице-президента Императорской Академии Художеств князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893). Выполнены рисунки известными русскими и иностранными художниками того времени: Зичи М.А. (1829-1906), Тиммом В.Ф. (1820-1895), Сверчковым Н.Е. (1817-1898), Ноэль, Бойе, Гельдро, Монигетти и др. Все рисунки в тексте отпечатаны на китайской шелковистой бумаге и наклеены.

В оформлении альбома использована натуральная кожа, металл, тиснение, гравюра на дереве, литография, хромолитография, чеканка, гравировка и позолота. Крышки переплета альбома обтянуты кожей. В центре верхней крышки располагается композиция, включающая вензель императора, знамена, гербы, атрибуты императорской власти и т.д. По углам крышек - металлические позолоченные накладки, выполненные в технике гальванопластики с гравировкой. Альбом закрывался на две металлические позолоченные застежки с прорезным орнаментом.



Издание напечатано в количестве 200 экземпляров, по 100 экз. на русском и французском языках, специально для этого отлитыми крупными шрифтами, которые больше не использовались; и было роздано высшим сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в церемонии. Коронационный альбом императора Александра II был отпечатан в типографии Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге в 1856 году, а его хромолитографии были выполнены в Париже в мастерской фирмы «Лемерсье и К?» известного литографа Ж.-Р. Лемерсье.



Данное издание — одно из почти самых тяжелых когда-либо изданных в России: почти 30 кг, размер: 94х70 см. Титульный лист отпечатан крупной славянской вязью киноварью, золотом и серебром. Подписи под цветными хромолитографиями сделаны на русском и французском языках.

Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Феодоровны всея России. 1883 год.
По всей видимости было минимум две версии данного сборника – в Киевской Исторической библиотеке в Лавре я работал с черно-белым изданием и иллюстрации в нем отличались от второго, более роскошного. Но с менее высокохудожественными изображениями.





На прощание Российская империя оставила истории двухтомное издание – коронационный сборник, изданный в двух томах в 1899 г. Его более ранняя версия появилась уже в год коронации – в 1896. В его первый том издания 1899 г. вошли подробная история традиции венчания на царство в России и обзор всех русских коронаций. Второй том состоял из описания коронации Николая II 1896 года, а также многочисленных материалов, сопутствующих ей: манифестов, указов, программ мероприятий, приуроченных к этому событию, списков прибывших в Москву для участия в празднестве гостей и полного меню на все дни торжеств. Издание сопровождалось многочисленным изобразительным материалом: фотографиями гостей, фототипиями со старинных гравюр и рукописей, воспроизведениями с оригиналов А. Бенуа, В. Васнецова, В. Маковского, И. Репина, В. Серова и других.



Декоративное оформление заглавных букв и концовок было выполнено художником Н. Самокишем, им же был исполнен эскиз составного издательского переплета. Оценкой издания было его представление в Лейпциге в 1914 году на Международной выставке печатного дела и графики.

 

 


В. Серов. Миропомазание императора Николая Второго. (Моя самая любимая иллюстрация из всего сборника).


И.Репин. Речь Николая Второго волостным старшинам...


План Соборной площади Кремля во время коронации 1896 г. и снимок с чина венчания на царство царя Федора Алексеевича.

 
Объявление о коронации Николая и Александры и план Успенского собора Кремля с указанием мест во время церемонии.

 
Снимок с билета для входа в Грановитую палату в дни коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. и вид государственных регалий Российской империи.

 
Портреты великого князя Московского Ивана III и императора Александра I

 
Портреты правительницы царевны Софьи и императора Николая I


Шествие императора Николая II под балдахином из Успенского собора Московского Кремля.

Смешение работ разных художников в данном сборнике несколько убавило его стилевую выдержанность. Причем некоторые работы были явно сделаны по фотографиям.
В Петербургском архиве кинофотодокументов сохранилось несколько альбомов фотографий (фототипий) практически каждого мгновения коронации Николая Второго.
Стоит отметить, что в XVIII в. печатались схематические изображения церемоний погребения (в РГАДА есть и рисунки, и отпечатанные по ним листы с церемониями похорон Петра II, Анны Иоанновны).
В 1826 г., 1828 г. и в 1855 г. выходили описания похоронных процессий Александра I Марии Федоровны и Николая I. С изданием 1826 года мне посчастливилось познакомиться в Лондоне. Все они были довольно однотипными – подробное и упрощенное, но точное расположения каждого участника церемонии. Также на сто лет раньше вышло «Описание порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и высокодостойной памяти всепресветлейшего державнейшего Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Ея Императорского Высочества Государыни Цесаревны Натальи Петровны». Москва, 1726).

При подготовке материала использована собственная информация, а также информация издательства Альфарет, статья М.А. Алексеевой (Спб) "Коронация императрицы Екатерины II: рисунки, живопись, гравюры", сайтов:

http://sales-books.by.ru, http://sovet.geraldika.ru, http://www.ekaterina2.com
спасибо Дмитрию baronet65 и Екатерине catherine-catty (сами знают за что:))


Comments 
25th-Mar-2009 09:57 pm (UTC)
В русском варианте это удет
Будет

и с довольно сквреными гравюрами
скверными

проверь спеллинг
25th-Mar-2009 10:09 pm (UTC)
спасибо - поправил, там еще одна была оЧепятка.
а так - тут тебе продолжение нашего разговора о Романовых:) может, так будет понятней - кто за кем шел...
26th-Mar-2009 02:01 pm (UTC)
я уже прочел, но лучше ты мне сам все расскажешь :р
25th-Mar-2009 09:59 pm (UTC)
При подготовке материала использована собственная информация

мне кажется, так не говорят. по крайней мере, я не встречал такой формулировки в научных статьях. ты же тогда не жил, и ты не Господь Бог, чтобы присутствовать при тех событиях и иметь "собственные каналы" :) я бы убрал эту фразу, и написал, что частично использовались следующие источники. и так понятно, что ты и сам что-то знаешь, раз такое смог написать.
25th-Mar-2009 10:06 pm (UTC)
ну - я не претендую здесь на особую научность - я просто собрал то, что было разбросано в разных статьях. А про "собственную инфо" - я такое встречал, но здесь, и правда - очень много не моего, но и свои каналы я использовал... Так что - пусть будет - не принципиально. И при чем тут - жил я тогда или нет - я работал со всеми этими документами...
26th-Mar-2009 01:08 pm (UTC)
Интересно сравнивать две работы Репина "Беседа Александра III ..." И "Николая II...".
Я не знала такой работы Серова как "Миропомазание НII.." интересно, не в его совсем стиле написано...
26th-Mar-2009 10:55 pm (UTC)
"Беседа Александра III" тоже была в сборнике, а Серов... ну почему же - он близок к импрессионизму тут - и другие его работы - вспомните тот же знаменитый портрет Николая Второго (оригинал погиб в 1917 г. авторская копия в Третьяковке) - тот из-за которого был скандал с Александрой Федоровной...
26th-Mar-2016 01:45 pm (UTC)
спасибо, прочту обязательно.
This page was loaded Nov 20th 2018, 5:45 am GMT.